Роликовые коньки для слалома

Как и для любого вида спорта, для слалома производятся специальные роликовые коньки. Тем не менее, первые шаги в освоении базовых элементов чаще всего делают, на чём есть, то есть на обычных фитнес роликах. Если вы, попробовав, поняли, что слаломом будете заниматься долго и много, то имеет смысл перейти на соответствующие ролики, характерные жёсткой боковой поддержкой, короткой металлической рамой и, как следствие, точностью передачи малейшего движения. Всем этим фитнес ролики, даже самые клёвые и удобные, не обладают. Подробнее требования к слаломным роликам рассмотрим на примере конкретных моделей.

Вплоть до 2005-го года для слалома выпускалась лишь ОДНА модель роликовых коньков – Twister. Разработанные дизайнерами известного горнолыжного бренда Tecnica, эти замечательные ролики в 2004-м году перешли под знамя Rollerblade и, претерпев значительные изменения, дошли до наших дней. Об этом процессе можно почитать здесь. Практически перестав меняться в последние годы, модель Twister-243 стала классикой слаломных роликов с необходимым набором свойств:

- жёсткий пластиковый шелл, дающий отличную боковую поддержку и фиксацию ноги;
- короткая жёсткая (алюминиевый сплав 6000) рама с возможностью поперечного смещения.
Эти два основных требования дополнены, крайне позитивными свойствами:
- лёгкость в одевании и снимании,
- мягкий и пухлый валенок, хорошо садящийся по ноге большинству людей с неузкой стопой;
- великолепная, не имеющая аналогов даже среди фитнес-роликов вентиляция;  лёгкость модификации (смена и установка сторонних комплектующих);
- возможность подгона шелла по ноге путём плавления.

Однако, есть и минусы, которые, к сожалению, с годами так и не исправили:
- простенькие штатные колёса, отсутствие в продаже родных деталей, таких как валенки, рамы и средние бакли;
- от 231-й штатной рамы Rollerblade, увы, отказался, поэтому вновь для малых размеров (по крайней мере до 40) придётся думать о замене 243-й рамы на более короткую.
- отсутствие размеров менее 36,5.
В 2011-м году модель получила новую раскраску и называется Twister 80 (W). Женский вариант по-другому раскрашен и ограничен в размерах: 36.5 – 42, а мужские 39 – 46.


На настоящий момент в области технического катания доминируют ролики SEBA, представленные широким выбором интересных моделей. Известный в прошлом французский слаломист Sebastian Laffargue с 2005-го года разрабатывает и выпускает под своим именем самые передовые роликовые коньки для слалома и фрискейта. Начнём с роликов серии FR, самых популярных среди начинающих слаломистов. Дело в том, что эта серия, состоящая из моделей FR1, FR2, FRX, в первую очередь ориентирована на «ФРискейт», то есть прыжки, слайды, суровое городское катание – всё это требует жёсткой фиксации голеностопа, прочной конструкции, короткой мощной рамы. По совместительству эти свойства необходимы и для слалома, что делает ролики весьма для него подходящими. Естественно, желание купить одни ролики для всего часто становится определяющим при выборе роликов, чтобы можно было и пофрискейтить, и слалом покатать. Отсюда причина популярности. Стоит также упомянуть, что на «эФэРках”, как называют серию FR роллеры, можно регулировать положение рамы, особенно на FR1, где для этого сделаны целых семь отверстий в обоих металлических площадках между шеллом и рамой. Ходовая часть также на должном уровне: себовская рама длиной 243 мм с колёсами 80/85а. Подшипники в разных FRках разные. Скажем, в FR1 стоят Twincam ILQ-9 Slalom Pro, изначально шустрые, но весьма нежные в обращении подшипники, быстро засоряющиеся и требующие либо промывки, либо замены. Можно сказать, это единственное технически слабое место этих роликов, которое, впрочем, легко исправляется.
У нас продаются не только чёрно-белые варианты FR1, но и чёрно-красные, бело-синие и бело-оранжевые. FR2 отличается колёсами подшипниками и отсутствием металлизированного крепления рамы. FRX упрощены ещё больше, но, в принципе, функционально уступают FR2 только в амортизации, для слалома всё равно ненужной.

Итак, плюсы:
- отличные ролики для фрискейта и начального слалома с отличной амортизацией и запасом прочности;
- мощная 243-я рама из 6000-го сплава альминия, положение которой можно очень точно отрегулировать;
- регулируется положение кафа и длина баклей (правда, этим редко пользуются);
- возможность легко заменить любые комплектующие, которые, что важно, доступны в свободной продаже, включая кафы дополнительных цветов(!);
- хорошая ходовая часть (про ILQ-9 на FR1 упомянули ранее)
- возможность подгона шелла по ноге путём плавления;
- наличие детских размеров - с 34-го.

Есть и минусы:
- статистически не всем удобная широкая колодка с низким подъёмом, к которой часто приходится привыкать и какое-то время разнашивать;
- после разнашивания становятся менее пригодны для слалома (для фрискейта - нормально), так как теряется чёткость посадки по ноге;
- как и у Твистеров на все размеры ставится 243-я рама, которую на малых размерах для серьёзного слалома лучше менять на более короткую.


Seba High являются по сути первыми после Твистеров специально созданными для слалома роликами. Именно с них марка Seba начала восхождение на вершину популярности. С 2005-го года модель претерпела ряд некоторых изменений и улучшений, но смысл остался неизменным - максимальная заточенность под стайл-слалом. Колодка сделана очень узкой, подъём низким, особенно это касается малых размеров, и требуется какое-то время, чтобы разносить её по ноге. Или ногу по колодке. Для серьёзного слалома зачастую приходится брать ролики на размер меньше, чем было бы удобно, чтобы, разносившись, валенок долгое время оставался в самый раз по размеру. Каф легко гнётся вперёд, чтобы не мешать исполнению пистолетиков, причём не в ущерб боковой поддержке. Очень чёткая посадка ноги с сумме со специально продуманными пропорциями ботинка даёт серьёзный "бонус" к исполнению ванвильных элементов. В связи с этим надо отметить, что на малые размеры (до 39) ставится рама не 243, а 231 мм, что опять же облегчает одноколёсные элементы. Как и на FR1, рама крепится к металлическим пластинам, позволяющим очень точно отрегулировать положение рамы, а помимо этого они исключают её отклонение при сильных боковых нагрузках. Желая, чтобы ролики не выглядели классически, как Твистера, Лафарг разработал для своих роликов хорошо теперь узнаваемый оригинальный дизайн, наложив на каркас мозаику из кожзама. Правда при этом пришлось полностью пожертвовать вентиляцией и увеличить массу роликов. К нам завозятся чёрный и синий варианты.

Резюмируем:
- великолепная заточенность под слалом ("бонус" к ванвилам и пистолетам для современного слалома очень важен);
- традиционная модульность компонентов, которые при необходимости нетрудно купить и заменить;
- короткая 231-я рама на размерах с 34-го по 39-й, на больших размерах рама 243-я;
- наличие детских размеров, для которых узость колодки крайне уместна.

Минусы:
- самые тяжёлые слаломные ролики (10%-15% тяжелее, чем RB Twister или Seba FR1/2/X);
- полное отсутствие какой-либо вентиляции;
- долгий и трудный с непривычки процесс шнуровки и расшнуровки;
- у этой и всех более старших моделей нет возможности плавить шелл, чтобы подогнать под особенности ноги.


Следующая себовская модель для слалома Deluxe открывает ряд "роликов для фанатов и спортсменов", так как цена приближается к 15000, а отличия от Seba High минимальны. Бросается в глаза красивая новая рама из 7000-го сплава алюминия, на несколько граммов легче стандартной, и, как утверждают опытные слаломисты, за счёт более жёсткого сплава ещё больше помогающая управляться с тяжёлыми ванвильными элементами. Основным отличием стал несколько более широкий и удобный валенок, что здорово, потому что некоторые люди из-за узости колодки не могли даже просунуть внутрь Хаев ногу. Так что Делюксы интересны уже этим. На первых выпусках можно обнаружить дорогие колёса с литой ступицей Seba Deluxe.

В остальном всё сказанное про модель High можно повторить и про Deluxe:
- великолепная заточенность под слалом ("бонус" к ванвилам и пистолетам для современного слалома очень важен);
- традиционная модульность компонентов, которые при необходимости нетрудно купить и заменить;
- короткая 231-я рама на размерах с 34-го по 39-й;
- немного более широкая и, главное, более удобная, чем у Хаев колодка;
- наличие детских размеров.
Минусы:
- самые тяжёлые слаломные ролики (10%-15% тяжелее, чем RB Twister или Seba FR1/2/X);
- полное отсутствие какой-либо вентиляции;
- долгий и трудный с непривычки процесс шнуровки и расшнуровки;
- нет возможности плавить шелл, чтобы подогнать под особенности ноги.

 

Seba Carbon в течении пары лет являлись топовой слаломной моделью. При помощи замены пластика на более лёгкий и жёсткий карбон удалось основную концепцию, основанную на Seba High, довести до технологической вершины. Ролики получились нормальными по весу, примерно равные Себа ФР или Твистерам, а за счёт улучшенного валенка статистически ещё более удобные, чем Делюксы. Карбон - материал достаточно хрупкий, поэтому карбоновый каф со временем от боковых нагрузок крошится, но его нетрудно заменить. До появления в 2009-м году новых про-моделей Карбоны верой и правдой служили всем прорайдерам команды Seba. Ходовая часть (рама, колёса, подшипники) взята от Делюксов.

Итак, самые продвинутые слаломные ролики, которые можно рекомендовать любому серьёзному слаломисту-любителю, фактически уровня "pro":
- удобство валенка и техническая заточенность под любые элементы - на максимуме;
- традиционная модульность и, как следствие, заменяемость компонентов, включая карбоновый каф;
- короткая 231-я рама на размерах с 36-го по 39-й, положение рамы можно точно настроить;
То, что можно отнести к минусам:
- отсутствие вентиляции - особенность роликов Себа;
- шнуровать, как и любые Себы, поначалу непросто, но затем это становится привычным делом;
- высокая цена (ок. 17600), но и высокая техническая отдача - это ролики для всерьёз увлечённых слаломом, для которых цена значения не имеет.

 

Seba Igor, названные в честь известного французского прорайдера Игоря Шереметьева, стали образцом новой конструкции слаломных роликов. Технология, используемая в спидскейтинге, объединяет карбоновый шелл и валенок в единое целое. С одной стороны это позволило заметно повысить точность движений, так как передача усилия идёт непосредственно на шелл без посредничества съёмного валенка, а с другой стороны масса роликов стала на 10% меньше средней (чем Twister, FR1, Carbon). Ощущение чёткости посадки по ноге не имеет равных ни с одной рассмотренных выше моделями. Это настоящие ролики для прорайдеров с соответсвующей ценой и технической отдачей.
Вообще говоря, слаломист, переходящий на "Игоряны", в каких-либо советах по выбору нуждаться уже не должен. Он прекрасно понимает, что такие ролики, будучи предельно эффективными для современного, переполненного ванвильными элементами слалома, к ноге беспощадны, так как тонкий слой "мякоти", покрывающий изнутри карбон, практически не приминается. Ходовая часть перешла от Делюксов без изменений, лишь колёса получили новую полиграфию.
Суровый ботинок и высокая цена в данном случае даже не минусы, а неотъемлемые свойства современных роликовых коньков для слалома. Отдачей является сверхточность и сверхуправляемость на ванвильных трюках, но при этом жёсткость фиксации голеностопа несколько затрудняет исполнение сидячих элементов (пистолеты, казачки и т. д), но они, впрочем, в современном слаломе не слишком востербованы.


Другая про-модель роликов для слалома названа на этот раз в честь азиатского героя фишек - корейца Ким Сунг Джина - Seba KSJ. Очевидно, что в попытке облегчить вес роликов, каф был заменён на небольшое ребро жёсткости. Это также позволило с меньшим сопротивлением сгибать ногу вперёд при исполнении сидячих элементов. Чтобы улучшить ситуацию с суровостью роликов, внутренний слой "мякоти" был сделан чуть толще. В остальном ролики весьма сходны с "Игорями".

На этом список доступных роликов для слалома можно пока завершить. Есть ещё некоторые модели, в которых вполне можно слаломить. Скажем, FILA NRK, являясь клоном Seba FR2, вполне пригодна для начального уровня, также как и Metro от Powerslide. Конечно, Powerslide выпускает свои специализированные ролики для слалома, Hardcore Evo и S4, но пока неизвестно, будут ли они завозиться в Россию в 2012 году или нет.
В Корее, где слалом грозится со временем стать национальным увлечением, есть фирма Free Wave, занимающаяся выпуском бутов и рам для слалома. Под заказ можно придать буту любой внешний вид, но, главное, есть возможность изготовления полукастома (на основе мерок ноги) и даже фулкастома (по слепку ноги). Всё это, конечно, для обеспеченных фанатов слалома, так как изготовление и пересылка обойдётся не менее 700 долларов. Технология изготовления практически повторяет конструкцию Seba Igor и KSJ со своими особенностями, но в итоге ролики получаются по уровню аналогичными - pro class.

 

Автор статьи Милёхин Дмитрий (c) 2011-2012

Первое занятие в школе - БЕСПЛАТНО!

10 причин научиться кататься на роликовых коньках

Катание на роликовых коньках объединяет семьи. Все члены семьи могут проводить вместе своё свободное время, катаясь на роликовых коньках.

У Вас есть прекрасная возможность общаться с друзьями во время катания и приобретать новых знакомых.

Катаясь, вы можете наслаждаться ветром и ощущением свободы, составлять собственные маршруты и изучать новые места, делая для себя интересные открытия.

Наверх